Виталий Леонидович Шолохов (ksenevka2012) wrote,
Виталий Леонидович Шолохов
ksenevka2012

РЖД в битве за тарифы угрожает правительству увольнением

РЖД в битве за тарифы угрожает правительству увольнением 62,1 тысячи сотрудников

"Российские железные дороги" рассчитали возможный ущерб от нулевой индексации тарифов, которую намерено ввести правительство. Компания оценила свои потери в 93,2 млрд рублей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник, знакомый с материалами компании.
Как считают в корпорации, заморозка тарифов может привести к трехкратному падению объемов инвестиционной программы. Помимо этого, нулевая индексация тарифов влечет риски ухудшения безопасности железнодорожных перевозок.
Более того, если правительство не откажется от идеи нулевой индексации тарифов, то РЖД, согласно сведениям источника агентства, будет вынуждена уволить 62,1 тысячи сотрудников. В компании работают более одного миллиона человек.
Без индексации тарифов РЖД закончит 2014 год с убытком, отмечает в "Ведомостях" топ-менеджер компании, придется вдвое сокращать инвестпрограмму. Даже при индексации тарифов на 6% РЖД планировала сократить операционные расходы на 50 млрд рублей, а без нее придется увольнять десятки тысяч людей и еще столько же переводить на неполный рабочий день, предупреждает он.





Растут трудовые издержки и реальный эффективный курс рубля, что снижает рентабельность, говорит Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ, единственная фора промышленности - низкая стоимость энергоресурсов и электричества. Промышленности нужна опора, а "монополии эти деньги все равно проедают", поддерживает он Минэкономразвития.
Но сопротивление монополий будет велико, уверен Миронов: они могут шантажировать правительство угрозой сокращения геополитических проектов, а также увольнениями. Чтобы преодолеть сопротивление, потребуется политическая воля, резюмирует эксперт.
Ранее премьер России Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам подготовить предложения по сохранению в следующем году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года.
Минэкономразвития в будущем году предлагает полностью отказаться от роста тарифов. Их заморозка позволит достичь роста в ВВП в 3% и сократит инфляцию в на 0,4-0,5%. Суммарный эффект для экономики в 2014 году Минэкономразвития оценивает в 130 млрд рублей.
"Прежний прогноз предполагал продолжение линии на индексацию тарифов естественных монополий по принципу "инфляция плюс" - по факту это означало рост тарифов на газ в 2014 году на 15%. Затем было принято решение ограничить индексацию тарифов уровнем инфляции предшествующего года", - расказал в интервью "Интерфакс" министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Но ситуация в экономике настолько напряженная, предупредил он, что сегодня этого недостаточно. Издержки предприятий растут недопустимо высокими темпами, происходит кратное повышение издержек промышленных потребителей по газу и электроэнергии. Энерготариф, выраженный в долларах, вырос за последние пять лет в 1,7 раза, по газу - в 2,2 раза. Это приводит к резкому ухудшению финансовых результатов предприятий... В этой ситуации МЭР вышло с предложением о замораживании индексации тарифов на 2014 год. Это касается и газоснабжения, и тарифов РЖД, объяснил Улюкаев
В начале сентября в Минфине предложили урезать все бюджетные расходы, за исключением обязательных социальных расходов, на 5%. За несколько дней до этого президент страны Владимир Путин объявил о необходимости сократить расходы федерального бюджета из-за общеэкономического спада.

Глава РЖД Владимир Якунин объяснил причины удара США по Сирии и раскритиковал недальновидную политику Алексея Кудрина и Германа Грефа. Он также рассказал, какую роль в его биографии сыграли Госдеп и девичья фамилия жены, и почему Россия может потерять место третьей в мире железнодорожной державы. Откровения руководителя госкомпании выслушал корреспондент «Фонтанки», попавший на закрытую лекцию Якунина в Петербурге.
Визит главы РЖД в Петербургский государственный университет путей сообщения носил не просто закрытый, а сверхзакрытый характер. Брифинг для прессы был отменен, а вход в Греческий зал Юсуповского дворца, где 2 сентября звучало выступление, преградили для посторонних посетителей.
Тем не менее корреспонденту «Фонтанки» удалось попасть в число полусотни студентов, которым Владимир Якунин прочитал лекцию под названием «Глобальные процессы оздоровления мировой экономики, недопустимость продолжения неолиберальной политики приватизации национальных убытков и перекладывания рисков на общество».
В ее ходе выяснилось: России со всех сторон грозят опасности, но Якунин страну спасет.
Неолиберализм
Главный российский железнодорожник не стал играть в прятки с публикой и сразу открыл цель своего выступления. «Я читаю лекцию не потому, что меня университет попросил. Я сам попросился, – заявил он буквально через 5 минут после того, как вошел в зал в сопровождении нового ректора ПГУПС Александра Панычева. – У людей моего поколения если и существует какая-то перспектива, то она связана с тем, как много молодых соратников мы сможем заразить своим видением мира».
Вербовать сторонников Якунину предстояло против врага ползучего и опасного – «неолиберального глобализма». Учение, призывающее свести госрегулирование в экономике до разумного минимума и усилить международную кооперацию, президент РЖД уподобил «болотистой трясине». «Это идеология, нетерпимая к другим, отличным мнениям, очень агрессивная и совершенно беспощадная», – расставил акценты доктор политических наук, завкафедрой государственной политики МГУ и автор нескольких десятков научных публикаций.
Неолиберализм эксплуатирует понятие гражданского общества, а в его корне «лежит угнетение одних другими». «Британский ученый Джон Локк создал первую конституцию рабовладельческого штата Каролина. И этот представитель теории гражданского общества написал: “Житель Каролины обладает полной, всеобъемлющей властью над черным рабом”», – привел исторический пример президент РЖД.
По его мнению, западная элита не изменилась за последние 300 лет, и именно желанием подчинить себе «дикарей» руководствовался президент США Барак Обама, принимая решение бомбить Сирию «вне зависимости от того, что думает какой-то там ООН».
«Американская промышленность вложила огромные деньги в разработку технологий добычи сланцевого газа и тяжелой нефти, – просветил публику Якунин. – Естественно, что такое топливо не может сравниться по себестоимости с природным газом, производство станет рентабельным, только если подскочат цены». Нападение на Сирию было задумано для поддержки американских компаний, считает президент РЖД: «Чем хуже, тем лучше для них». Впрочем, конечной целью операции все-таки является Иран. «Его уничтожение как самостоятельной и декларирующей свои права нации – приоритет США. Позиция нашего государства (по ближневосточному вопросу. – Прим. ред.) является адекватной», – оценил железнодорожник.
Россия
Россия, в видении Якунина, остается последней точкой сопротивления щупальцам неолиберального западного общества. Страна 20 лет назад вступила в «новую парадигму изменений, что называется, без весел и ветрил», и лишь недавно начала «нащупывать свой собственный путь». «У нас потенциал есть. Мы по паритету покупательной способности находимся на шестом месте в мире, а по численности населения – на девятом. Вроде бы, неплохо», – наполнился оптимизмом глава РЖД.
Блистать успехами в глобальном сообществе отечеству мешают тенденциозно составленные рейтинги. «Они предписывают, что мы на уровне папуасов, по развитию инфраструктуры нас ставят на 94 место», – возмущался Якунин.
Неолиберализм оказался виноват и в высоких темпах отечественной инфляции: «На Западе для нас цены держат, какие хотят. Наша инфляция – не результат роста тарифов на естественные монополии. Если сейчас правительство согласится повысить на 10% тарифы РЖД, то взнос компании в общее увеличение цен составит не больше половины процента».

РЖД
Акционерное общество «Российские железные дороги», исходя из речи Якунина, выходило главным интеллектуальным центром отчаянно борющейся с Западом страны. «Сегодня в масштабах России нет более серьезных вызовов, чем те, с которыми сталкивается руководящий состав РЖД. Это удивительное предприятие по уровню влияния на всю нашу жизнь», – не стал скромничать докладчик.
Компания первой составила стратегию развития до 2020 года, несмотря на «похихикивания» либеральных политиков вроде экс-министра экономического развития Германа Грефа, экс-министра финансов Алексея Кудрина. Когда-то над РЖД «не смеялись только те, у кого мышцы лицевые отсутствуют», вспомнил Якунин, а теперь обычные граждане чувствуют, как программы воплощаются в жизнь. «Пассажиры входят в поезд, видят, что в нем вагоны 30-летней давности, и тут же пишут письмо: “Безобразие, кондиционеров нет!”. О чем это говорит? О том, что люди поднялись от земли. Они хотят жить по-человечески. Не потому, что видят что-то там, за бугром, а потому, что привыкли к тому, что ваши старшие товарищи делают», – составил оригинальную логическую конструкцию Якунин.
Единственное, чего не хватает железным дорогам – так это денег. Просьбы об инвестициях если и удовлетворяются федеральными властями, то в недостаточных объемах. «В отдельных странах строят по 4 – 6 тысяч километров железнодорожных путей в год, а мы дай бог тысячу. Именно поэтому Россия стала уже не второй, а третьей в мире железнодорожной державой. И если дело так пойдет дальше, то можем и на этом месте не удержаться», – посетовал президент РЖД.
Бюджет выдает госкомпании на все нужды, включая строительство сочинских объектов, 170 миллиардов рублей в год, тогда как маленькая Австрия тратит на эти же цели около 2 миллиардов евро, сослался вдруг на губительный западный опыт глава РЖД. «То, что деньги тратятся на непонятные вещи, – полная ерунда. Железнодорожный путь в карман не положишь и на Лазурный берег не увезешь, равно как и сети электрические. Это ключевые отрасли, которые нуждаются в поддержке», – расставил приоритеты Якунин.
Якунин
Не обошел вниманием глава ОАО «РЖД» и собственную персону. «Мне совсем недавно стукнуло 65 лет, и нет ни одного дня, когда бы я ни занимался самообразованием», – наставлял молодежь он.
Именно успехи в учебе помогли Якунину в 2008 году стать «единственным руководителем», который распознал глобальный кризис и предположил, что Россия не останется в его ходе «тихой гаванью».
Чтобы и дальше анализировать неудачи Запада, начальник железных дорог создал мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», ежегодно собирающий на греческом острове Родос «большую группу международных интеллектуалов, политиков, бизнесменов».
«Мы почувствовали, что находимся на правильном пути, когда Госдеп распространил среди американских ученых и политиков свою рекомендацию: не посещать “Диалог цивилизаций”. Они не рекомендовали. А люди как приезжали, так и приезжают», – резюмировал президент РЖД.
Ментально Якунин назвал себя петербуржцем, «хотя вообще парень деревенский». «Мое происхождение (родился во Владимирской области. – Прим. ред.) иногда вызывало смех кадровиков. Когда меня отправляли в Америку, что приравнивалось к награждению орденом Трудового Красного Знамени, то пришлось придумывать легенду, зачем мне туда ехать, – разоткровенничался глава железнодорожной компании. – У моей жены девичья фамилия была Ахромеева – такая же, как у маршала, в те времена руководившего нашим военным ведомством. Я однажды принял на грудь и в беседе этот факт упомянул. Со следующего дня ко мне вопросов больше не возникало».
Вопросов к Якунину немного оказалось и у учащихся ПГУПСа. Они интересовались судьбой студенческих стройотрядов и профессионального распределения после вуза. Впрочем, «студент Кулаков со строительного факультета» не побоялся поинтересоваться, почему в России низкие зарплаты у монтеров железнодорожного пути.
«Во-первых, это утверждение не совсем корректно. На сегодняшний день средняя зарплата монтеров в два раза выше, чем оклад других строителей РЖД, – блеснул знанием жизни малых сих Якунин. – Написала мне жена одного монтера. Вот, Петя или Вася принес домой в этом месяце 19 тысяч рублей. Я лично разобрался с этим вопросом. Вася, набравшись в один прекрасный день, прибыл на работу в состоянии подпития. В результате у него полетела премия, и с точки зрения заработка получилось не очень хорошо».
Через час с лишним беседы Якунин аудиторию покинул – говорят, пошел отдельно приветствовать первокурсников. Куда президент РЖД отправится дальше, он не уточнил. Может быть, на Родос – спасать мир от неолиберализма, может быть, в Америку – поддерживать национальные интересы России, а может быть – в Москву: отвечать на письма жен провинциальных железнодорожников, думать о модернизации Транссиба и БАМа.





Tags: железнодорожный транспорт.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments