Виталий Леонидович Шолохов (ksenevka2012) wrote,
Виталий Леонидович Шолохов
ksenevka2012

"Мы ждем перемен..."

ЦИФРЫ—
вещь лукавая

    Наше государство, будь то советское или нынешнее (не знаю, как его теперь называть), почему-то всегда экономит на простом народе. Достаточно вспомнить, что в современной России одинаковый налог платит и рабочий со своего среднего заработка в российских рублях, и олигарх со своих прибылей в миллионы долларов. Примеров вопиющего неравенства тоже можете перечислить немало—по своему желанию.
    Но разговор поведу о вполне конкретных людях, пока что—государевых, о работниках почты. Здесь ярче всего бросается в глаза несоответствие декларируемых государственными мужами слов о социальном государстве, которым они управляют,  и их делами в этом направлении.
    Просматриваю журнал "Почта России" №2 за текущий год, в котором ее главный редактор говорит о почте как о национальном достоянии России. О нефти и газе, к слову, их истинные хозяева тоже говорят как о национальном достоянии. Еще главред утверждает, что "реформа почты идет в правильном направлении".
    Не буду оспаривать этот постулат, поскольку сидящие в Москве мыслят совсем другими категориями, чем те, кто живет в провинции. Да и как оспаривать, если журнал приводит такие цифры: в 2013 году, несмотря на замедление темпов экономического роста в стране, почта России смогла увеличить выручку на 3,2%. Чистая прибыль отрасли составила 24 млн. рублей. Выработка на одного работника выросла на 6,2%, а среднемесячный доход на одно почтовое отделение—на 3,5%. Произошло и увеличение объемов ряда перспективных услуг. Наиболее существенный рост показали отправления 1-го класса (плюс 89%) и обработка входящих международных отправлений (плюс 94%). Увеличение затрат в 2013 году было обусловлено началом реализации программы по повышению заработной платы сотрудников и, соответственно, ростом расходов на оплату труда, которые увеличились на 3,7%.
    Цифры—вещь лукавая. В июле мы опубликовали информацию об итогах работы Могочинского почтамта. За прошлый год его коллектив получил более 40 млн. рублей доходов. Поэтому сравнивать эти две цифры—24 млн. рублей чистой прибыли в целом  почты России и 40 млн. рублей доходов Могочинского почтамта— было бы, наверное, некорректно. В журнале есть и такая фраза: "В 2013 году в результате реформ и активного развития финансового бизнеса компании удалось увеличить выручку на 3% по сравнению с 2012 годом—до 133,1 млрд. рублей". А цифр о доходах и расходах—нет. 

НАШ ВЕЧНЫЙ
СПУТНИК

    Журнал продолжает рассказ о своих сотрудниках, "которые уже сегодня создают новую почту—успешную, современную, прибыльную. Ключевая фигура на почте— почтальон". Я добавил бы: "Почтальон— вечный спутник, несущий людям весточки от родных и друзей".
    Об одном таком человеке, Валентине Антоновне Свягла из Таптугар, наша газета рассказала в июльском номере "Могочинского рабочего". Вот—истинный герой почты России, которая не просто письмоносец (одних пенсионеров, которых она обслуживает,—почти двести человек), но и жнец, и на дуде игрец. Валентина Антоновна не только разносит почту, но и является оператором, сама—начальник поч-тового отделения. Это в связи с оптимизацией основного производства в некоторых селах заведующие отделениями стали работать "в одно лицо", совмещая несколько профессий. Таким "одним лицом" сегодня является и заведующая почтовым отделением в Семиозерном Валентина Чернышева.
    Всегда добрым словом вспоминаю почтальона Тамару Заворуеву. Она многие годы обслуживала население Горняцкого поселка. Потом, когда Тамара нашла другую работу, оплачиваемую намного щедрее, в Горняцком сменилось несколько почтальонов. То-то было нареканий на их работу! Сегодня, вроде, ситуация с доставкой почты здесь стабилизировалась.
    Но представить себе, сколько нареканий за рабочий день выслушивает Надежда Петровна Харина, которая возглавляет отдел сортировки корреспонденции, просто так вот, со слов, очень трудно. Надо видеть самому, как приходит иной подписчик, которому не донесли газету, тем более—журнал, сюда, "на сортировку", и…начинается разборка. После таких разборок некоторые почтальоны вынуждены уйти с работы сами, некоторых попросту увольняют. Увольняют даже при том, что с большой охотой сюда, на такую хлопотную, но такую малооплачиваемую работу, никто не рвется. Приходят, конечно, с надеждой, что можно как-то прокормиться на мизерную зарплату, приспособиться, притерпеться, стать профессионалом. Ан, нет! Работа почтальона требует полной отдачи, уважения и любви к другим людям. Таким примером может быть Тамара Васильевна Концедал. До выхода на пенсию она работала в отделе рабочего снабжения пекарем. Хлеб печь—святое дело, думаю. Наверное, это хорошо понимала и Тамара Васильевна. Когда подошло время ухода на заслуженный отдых, она решила посвятить себя не менее святому делу—носить письма и другую корреспонденцию землякам.  Доставить по адресату весточку, которую непременно кто-то ждет,—это же так здорово!

Думаю, что только в положительном ключе говорят о Татьяне Георгиевне Мальцевой. Она—не почтальон, нет. Но сколько себя помню, заходя в главное здание почты в Могоче, всегда вижу ее на рабочем месте. Она всегда в работе, кого-то замещает, может исполнить любую просьбу клиента. Ее окружали разные лица, но калейдоскоп  меняется, а она остается на месте. Она, можно сказать, лицо нашей почты, как, впрочем,   и Нина Михайловна Черемнова.
    Мы говорим с сожалением о тех, кто по каким-то причинам не выдерживает ритм и темп, заданный свыше, на своем рабочем месте, уходит, увольняется даже с высокой должности. И пытаемся объяснить, исходя из собственных познаний, жизненного опыта, такое увольнение. Но всегда ли объективны в оценке того или иного поступка другого человека? Многие годы на почте проработала Наталья Викторовна Повещенко. Из 25-ти лет она 13 лет руководила коллективом Могочинского почтамта. После нее коллектив возглавила Оксана Белик. Стаж ее работы в почтовой связи более 20 лет. Но и она не выдержала долго в этой должности, уволилась.

РЕАЛИИ ПЕЧАЛЬНЫ
    Вот и представляется мне, что реформы, которые сегодня происходят в почтовом ведомстве, только в Москве видятся в радужных тонах. На периферии, в таких районах, как Могочинский, реалии этих реформ печальны. Достаточно зайти в главное здание (язык не поворачивается назвать его офисом) нашего почтамта, окинуть взглядом помещение, чтобы понять: реформы почему-то никак не касаются формы (простите за каламбур) почтовых зданий и сооружений в глубине России, тем более в таежных поселениях. А здесь рады одной банке краски, 10 килограммам извести, листу железа, чтобы подновить, подкрасить здание к предстоящей зиме. Мне показали заявки, поступившие в Могочу из отделений трех районов, которые сегодня обслуживает Могочинский почтамт. Как под копирку, все просят перечисленные материалы в самом мизерном количестве, чтобы прикрыть наготу, нищету помещений.
    Загляните в отдел доставки на вокзале, где базируются почтальоны, операторы, сортировщики. Пол, стены, потолок—все в таком убогом состоянии, что нет слов! А здание строили в 1980 году—тогда разморозили отопление в главном здании почты, и срочно было выстроено это здание рядом с вокзалом. Надежда Петровна, которая начинала свою трудовую деятельность в 1975 году почтальоном по великому "блату" (да, да, на почту не так-то просто было устроиться), помнит все эти события как обычные, вполне решаемые в рабочем порядке прежними руководителями. Но и времена были другие, советские. Тогда почта считалась важной составляющей в хозяйстве Советского Союза.  В капиталистической России же хоть и является государственным учреждением (все еще государственным), но отношение к трудящимся совсем не государственное. Это тоже видно невооруженным глазом.

ПЕРСПЕКТИВЫ
    Напомню: Могочинский почтамт объединяет 30 отделений связи в Могочинском, Чернышевском и Тунгиро-Олекминском районах. На обслуживании—более 68 тысяч человек на территории в 80 тысяч квадратных километров. Если представить себе картину в масштабах России, то это— мизер, поскольку, по словам генерального директора почты России Дмитрия Страшнова, у нас в стране только убыточных отделений 13500. И чтобы они работали "в ноль", как он выражается, надо внедрять там дополнительные сервисы. Одним из центральных пунктов пятилетней стратегии развития он, в числе других руководителей ведомства, видит создание Почтового банка. Согласно их расчетам и предположениям, уже через четыре года банк обеспечит свыше 80% прибыли компании. И это позволит выполнять социальные функции без государственных дотаций.
    Идея, наверное, хорошая, революционная. Но, спрашивается, почему она пришла в головы выхоленным менеджерам лишь сегодня? Генеральный директор говорит правильные слова: "Почта России— учреждение, являющееся национальным достоянием. Сегодня она требует глубокой модернизации: основные фонды изношены, у сотрудников низкие зарплаты, отсутствуют современные технологические решения, применяемые в почтовых администрациях всего мира.  Необходимо за короткое время пройти большой путь. Основной рывок, думаю, будет сделан в ближайшие три-пять лет". 
    Другими словами, работникам почты в нашей глубинке надо потерпеть еще одну пятилетку, чтобы вздохнуть с облегчением: зажили, наконец-то.  Помнится, и господин Чубайс обещал всем без исключения россиянам сладкую жизнь. Но в его случае хотя бы были выпущены фантики, то есть ваучеры.  Кто заранее знал их истинное назначение, тот сумел приобрести (если были на то деньги) ваучеры в таком количестве, которое позволяло участвовать в залоговых аукционах и скупать оптом и в розницу некогда бывшие государственными (мы верили, что они—общенародные) предприятия.
    Уверен, что вскоре почта России будет акционирована. И, думаю, ни один московский краснобай (их можно назвать и современными сказочниками "от Чубайса") не вспомнит о чаяниях почтальонов или операторов из Могочи или Чалдонки. Не предложит каждому (!), работающему в их ведомстве, стать акционером этого общества, для чего надо будет выпустить именные ценные бумаги. Как этого не сделали Чубайс и все его окружение, когда реформаторам была предложена именно такая концепция выпуска ваучеров.
    А тому, кто скупит собственность почты России, не надо даже задумываться: за годы реформ высший менеджмент накопил средств достаточно, чтобы вложиться в "народное достояние" России.  
Валентин Красников.

Tags: "Могочинский рабочий".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments