Виталий Леонидович Шолохов (ksenevka2012) wrote,
Виталий Леонидович Шолохов
ksenevka2012

Category:

Дмитрий Фатеев, экс-ревизор РЖД по омскому региону: «Нынешнее состояние дел в РЖД – путь в никуда!»

1

Только за последние несколько месяцев на Омском участке Западно-Сибирской железной дороги произошло несколько крупных аварий. Почему? БК55 представляет взгляд специалиста на проблему.


Во вторник, 27 января 2015 года, на входных стрелках станции Любинская, участка Называевская - Омск порожний поезд №2388 «потерпел» крушение, из 70 вагонов – 12 на боку и 9 сошли с рельсов. Об этом и о многом другом - в актуальном репортаже с бывшим ревизором РЖД по омскому региону Дмитрием Фатеевым.
- Дмитрий Сергеевич, насколько я знаю, вас «ушли» из РЖД, и одна из причин - ваше желание разобраться в каждом подобном ЧП, невзирая на чины и звания. - Если заниматься своей работой профессионально, на результат, то в наших условиях пренепременно наживешь себе массу врагов. Тайных и явных. Да, одна из причин моего увольнения – это непонимание со стороны руководства и ряда коллег, почему я хотел в каждом случае докопаться до реальных причин подобных инцидентов, а не назначал стрелочника. По должности я мог себе это позволить. - О последней аварии в Любинском районе что можете сказать? - Прочитал первые отклики на крушение, самое хлесткое – «РЖД – путь в никуда». Не согласен как железнодорожник до мозга костей, но это констатация факта. Что касается участка Называевская - Омск, на котором порожний поезд №2388 «потерпел» крушение. Во-первых, поражают масштабы: из 70 вагонов – 12 на боку и 9 сошли с рельсов. Во-вторых, для меня серьезный знак, что в порожнем поезде в сходе оказалась и одна секция локомотива. До последнего времени, и при мне, в основном, при авариях сходах и крушениях сходили только вагоны. Это говорит о том, что истинные причины аварий не выявляются, они «накапливаются». Следующее ЧП может быть серьезней. И по масштабам, и по уровню последствий.
- Дмитрий Сергеевич, вообще, как часто случаются на железной дороге подобные ЧП? Есть какая-то статистика и есть ли какой-то допустимый процент? Ведь в России живем и, учитывая фактор дураков и дорог, без аварий – никуда.
- Статистика, конечно, ведется. И аварии, и крушения происходят регулярно. Однако, что касается статистики, то она не отражает реальной картины по виновности, по причинно-следственным связям, более того, цифры также корректируются при надобности. Руководство РЖД пыталось внедрить на основании этой статистики различные термины, понятия и методы борьбы с предупреждением ЧП, даже составлялись «карты риска» каждого отдельно взятого участка, определялись факторы риска и т.д. и т.п. Не работает!!! Не работает по одной простой причине: слишком идеальный макет, и предугадать, где сломается, невозможно, многие руководители на своих предприятиях дают неверные показатели. На счет фактора дураков сказать могу следующее: выгодно руководству РЖД на работе держать безропотных, глупых, недумающих руководителей-исполнителей.
- Ну, это, к сожалению, происходит не только в этом ведомстве. А как обычно проходит разбор полетов? Кто виноват? Стрелочник. Это ведь про РЖД?!
- Обычно разбор такого уровня ЧП проходит так: ревизоры и специалисты всех причастных служб ищут причину в своем хозяйстве и докладывают ее (если она есть) руководителю или предоставляют справку. Руководитель на основании этих докладов формирует свое мнение. Далее это мнение он будет отстаивать в комиссии, состоящей из оппонентов (т.е. возможных виновников). Далее составляется техническое заключение о виновности или невиновности. Очень часто бывает при подписании технического заключения особое мнение с несогласием вины (порядок обжалования в документах РЖД отсутствует). Таким образом, виновнику остается только подавать в суд, что не всегда целесообразно, и решается все это кулуарно, за «круглым» столом.
- В чем возможна конкретная причина? У вас были же подобные ЧП и к каким выводам вы приходили? - Подобные ЧП были, но немного меньших масштабов. А причина всегда одна – нарушение технологического процесса, а вот почему нарушается технологический процесс работниками РЖД (по объективным или субъективным причинам), никто никогда не разбирается. Просто обвинили человека, ткнули носом в инструкцию и – уволили. Всем же нужна жертва, а не причина. То, что в следующий раз будут те же грабли, никто и не думает. В данном конкретном случае, скорее всего, причина кроется в неисправности или изломе детали локомотива. Для этого проводится металлографическая экспертиза, в которой выявляется причина, проводятся различные испытания, исследования и т.п. В подобного рода событиях бывает очень сложно за короткие сроки, отведенные на расследование, определить истинную причину возникновения события (техническую неисправность, технологический дефект и т.п.). Тогда под давлением обстоятельств может приниматься решение, основанное только на убеждении начальства, не подкрепленное результатами экспертиз исследований и т.д. Следовательно, жди повторения. Для себя высокие руководители РЖД, возможно, разберутся и сделают какие-то выводы, (хотя каждый высокооплачиваемый руководитель уже давно их сделал), но, по большому счету, ничего ни изменится, и поезда так же, а то и чаще будут продолжать «падать». Таким образом, руководство РЖД попросту создает видимость и само прячет голову в песок, находя и увольняя псевдовиновника какого-либо события, и не задавая себе вопрос, ПОЧЕМУ так произошло. В первую очередь, как в политике и в сложившейся судебной практике, виновником будут делать того, кто представляет наименьшую угрозу РЖД и чье имя и репутация не такие «кристально» чистые, как у ОАО. Возможно, даже кто-то возьмет на себя ответственность за произошедшее (конечно же, небезвозмездно, либо под давлением административного ресурса РЖД). Конечно же, проведут работу над ошибками, все будут кивать головами, осуждать «виновника».
- Министерство путей сообщения и РЖД – это параллельные, взаимосвязанные или конкурирующие организации? - Министерство путей сообщения - это государственный орган власти, РЖД - это открытое акционерное общество «Российские железные дороги» с огромным уставным капиталом. Как нас еще учили в университете, у государства находится контрольный пакет акций 51%, и оно диктует и контролирует условия развития, поскольку РЖД - это «кровеносная система Российской Федерации».
- А как у нас в РЖД с кадрами?! Не человеческий ли фактор причина многих ЧП?! Как здесь в этом вопросе, какая генеральная линия проводится?
- Что касается кадров. Профессионализм вымывается, он не востребован должным образом. На руководящих должностях работают в большинстве «приспособленцы». Чем выше уровень руководителя, тем лучше человек умеет приспосабливаться, безропотно угождать начальству, при этом его нравственные и моральные качества не берутся во внимание. Но это сегодня повсеместно. Поэтому причины не столько в человеческом факторе, сколько в реализации принципа «авось пронесет». Или – будем решать проблемы по мере их поступления… Из-за высокой текучки кадров многие руководители разных рангов живут одним днем и не задумываются о завтрашнем.
- И теперь риторический для нашей страны вопрос – что делать-то?
- Помнится мне давно забытая сейчас присказка на РЖД – «Кадры решают ВСЕ», то есть должна быть эффективная работа с кадрами, эффективная она будет тогда, когда у основной массы людей, рабочих и младших руководителей, не будет негативного отношения к руководству РЖД. На мой взгляд, необходимо не только искать виновников, но и выяснять, почему человек виновен, то есть выступить своего рода для него адвокатом, поскольку «в споре рождается истина», и об этом никто никогда из руководителей РЖД не вспоминает и не хочет. Также следует задуматься каждому руководителю о том, какой прок он принесет для компании РЖД. Вопрос, конечно, риторический, но, на мой взгляд, в сложившейся ситуации в компании РЖД сейчас это основные проблемы, которые необходимо решать, в том числе и самыми радикальными методами.

Интересно, почему дядечка молчал раньше? А как только его "ушли", вдруг "поднимите мне веки", а?:) Молчат, молчат, а как только уволятся начинается...

Tags: Российские железные дороги, железнодорожный транспорт.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments