Виталий Леонидович Шолохов (ksenevka2012) wrote,
Виталий Леонидович Шолохов
ksenevka2012

Categories:

Расширенная коллегия прокуратуры Забайкальского края обсудила состояние законности в сфере ЖКХ

8fe868d532e3c449aadb50ef9a2eba3b860ecb54
Сегодня под председательством и.о. прокурора Забайкальского края Максима Шипицына прошло заседание расширенной коллегии прокуратуры края. На нем обсуждались состояние законности и практика прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере ЖКХ, законодательства при использовании финансовых и материальных ресурсов отрасли.

С основным докладом выступил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края Александр Трухин. Перед участниками заседания также выступили и.о. начальника Государственной жилищной инспекции края Александр Аршинцев, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по краю Гаюр Исаев, Могочинский межрайонный прокурор Артем Эрро, Борзинский межрайонный прокурор Виталий Гордиенко, прокурор Читинского района Нима Бальжиров.

По итогам обсуждения названного вопроса коллегия приняла конкретное решение, направленное на повышение результативности прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной сфере.

* * *

Вот как прокомментировал ситуацию Александр Трухин:

Сегодня, как никогда, отмечается высокая государственная и общественная потребность в обеспечении надлежащего режима законности в системе ЖКХ. Как свидетельствует практика прокурорской деятельности, из года в год число выявляемых нарушений в этой сфере существенно не снижается. С 2012 года их выявлено около двух тысяч, в т.ч. связанных с незаконным расходованием свыше 110 млн. бюджетных средств. Более двухсот субъектов привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. В суды направлено 616 заявлений различного характера. По инициативе прокуроров возбуждено 9 уголовных дел.

Постоянно возникают вопросы при оценке законности тарифов и нормативов, выполнении условий модернизации систем жизнеобеспечения, целевого и эффективного расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетов всех уровней, соблюдения прав граждан на качественное предоставление коммунальных услуг.

Принятыми совместными усилиями удалось предотвратить срыв начала и прохождения отопительного сезона в проблемных Забайкальском, Оловяннинском, Тунгокоченском и Шилкинском районах. Более 50 ресурсоснабжающих организаций по состоявшимся судебным решениям сформировали нормативный запас топлива и резервные источники водо-, электроснабжения на котельных, 12 недобросовестных подрядчиков завершили капитальный ремонт жилого фонда и объектов системы ЖКХ. Так, вмешательством Оловяннинского и Петровск-Забайкальского прокуроров в бездеятельность подрядчика и ресурсоснабжающей организации удалось обеспечить своевременное предоставление услуг теплоснабжения более 1100 жителям муниципальных поселений.

По результатам исполнения решений судов по искам 6 прокуроров эксплуатирующими организациями заключены договоры на поставку угля, на котельных сформированы нормативные запасы твердого топлива. В 4 районах края после принятия мер в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» возобновлена незаконно прекращенная подача энергоресурсов на объекты жизнеобеспечения, в т.ч. 8 котельных.

Многочисленные нарушения правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, законодательства об энергоснабжении явились основанием для принятия мер административного и судебного понуждения в 3 районах по 7 объектам.

Прокурорами в Черновском и Борзинском районах инициировано с возбуждением уголовных дел преследование подрядчиков, исказивших сведения об объеме и стоимости проведенных работ, повлекшее необоснованное отвлечение более 13 млн. бюджетных средств.

Неоднократно пресекались факты незаконного установления и взимания платы и нормативов за жилищно-коммунальные услуги, случаи предоставления услуг ненадлежащего качества, невыполнения инвестиционных и производственных программ, бездействие муниципалитетов при организации предоставления коммунальных услуг, при содержании муниципального жилищного фонда, переселении граждан.

Сегодня все более истинным становиться высказывание: «не коммунальные службы работают на население, а население работает на коммунальные службы».

Заместителем прокурора края был опротестован приказ региональной службы по тарифам об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в домах на общедомовые нужды. При расчете нормативов неверно определено количество процедур водопользования гражданами; число домов и их характеристики, не приняты во внимание критерии этажности домов и возможность оказания коммунальных услуг на общедомовые нужды. Иными словами, жильцы большинства домов платили за несуществующие услуги, которые в принципе не могли быть оказаны. Незаконные нормативы отменены с закреплением права на перерасчет.

По протестам прокуроров отменены принятые за пределами полномочий решения органов местного самоуправления пяти поселений об утверждении тарифов на коммунальные услуги.

Удовлетворены иски прокуроров в Борзинском и Оловяннинском районах в интересах более 50 граждан о перерасчете завышенной управляющими компаниями платы за услуги по ремонту жилого фонда, а прокурором Черновского района пресечено незаконное начисление платы за отсутствующие услуги вахтера и услуг по обслуживанию пожарной сигнализации. Петровск-Забайкальский прокурор защитил права граждан при начислении платы за электроэнергию.

Распространение получает бездействие управляющих компаний по перечислению собранной с жителей платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. По одному из таких фактов, в отношении директора ООО «Комфорт-сервис» по инициативе прокурора возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 201 УК РФ. В отношении руководителя МУП «Тепловодосети» в Тунгокоченском районе также по материалам прокурорской проверки возбуждено дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ, он оплачивал административные штрафы за счет собранных с населения платежей за услуги ЖКХ.

В Карымском, Петровск-Забайкальском районах, в г. Чите пресекались факты непредоставления жилья взамен ветхого и аварийного, в т.ч. когда имелась угроза безопасности жизни и здоровья граждан.

Администрация г. Читы в прошлом году в связи с ненадлежащим формированием заявки не получила возможность по проведению капремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Зачастую в целях защиты гражданского населения приходилось принимать меры к организациям, находящимся в ведении Министерства обороны России. Так, решениями судов по искам прокурора подразделениями ОАО «Оборонсервис» обеспечены бесперебойная эксплуатация системы ЖКХ ст. Степь. ОАО «РЭУ» создан нормативный запас топлива на двух котельных.

Однако, продолжает беспокоить проблема содержания объектов военных городков, в том числе исключенных из ведомства Минобороны, проблема задолженности РЭУ за потребленные услуги перед ресурсоснабжающими организациями, её сумма превышает 111 млн. руб. Сегодня складывается практика, при которой прокурорским реагированием пресекаются незаконные действия «ТГК-14» по отключению услуг на объектах военведа, в то же время само военное ведомство не погашает долги за потребляемые услуги.

Ситуация в системе ЖКХ остается весьма и весьма напряженной.

Более 30% основных фондов коммунальной инфраструктуры края полностью отслужили свой срок. Порядка 34% водопроводных и канализационных сетей подлежат замене. Так, в г. Чите нуждаются в замене более 55% водопроводных и тепловых сетей, в г. Балее – 83% водопроводных сетей. 6,5 тысяч домов в регионе имеют износ свыше 70% с учетом сроков их постройки. В Петровск-Забайкальском районе удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 41%, Тунгиро-Олекминском – 28%, Кыринском – 25%.

В отопительный сезон имели место его срывы на территориях северных населенных пунктов Новая Чара и Ксеньевка, нарушения бесперебойного водо— и электроснабжения поселений Борзинского, Забайкальского, Кыринского, Могочинского и Приаргунского районов. Население в 12 районах оставалось без электроэнергии на длительный период в связи с выходом из строя линий электропередач.

При этом, в определенной степени как органы контроля, так и прокуроры не сработали здесь на упреждение.

Так, в п. Ксеньевка Могочинского района нарушен температурный режим в объектах социальной сферы, в т.ч. школе и детском саду, разморожена система отопления 7 квартир 16-квартирного дома. В настоящее время судом удовлетворены требования прокурора о проведении ремонтных работ, установке на объекте альтернативных источников теплоснабжения, направлены материалы в органы следствия для решения вопроса об уголовном преследовании главы поселения по ст. 293 УК РФ, депутатам Совета предложено отправить его в отставку. Однако уже 3 месяца поселок не сходит со сводок МЧС.

Не всеми прокурорами уделяется достаточное внимание вопросам законности финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ, изучению и оценке сложившихся отношений. Самостоятельно проверки не планируются и не проводятся. Между тем, количество сигналов о нарушениях в этой сфере, обращений граждан, в т.ч. поступивших в период работы Временной приемной Генерального прокурора РФ в г. Чите, не снижается.

Во время работы указанной приемной принято 190 письменных обращений, 30 гражданам даны устные разъяснения. В основном забайкальцы не соглашаются с размером установленной и начисляемой платы за ЖКУ (37%), жалуются на некачественное текущее содержание и ремонт жилья (28%), бездействие муниципалитетов (8%). Один из заявителей при обращении указал, что вскоре выгоднее будет вырыть во дворе многоквартирного дома колодец, чем платить за воду управляющей компании.

Массовый характер приобрели обращения жителей населенных пунктов Атамановка, Золотореченск и Карымское о несогласии с размерами начисляемой платы за услуги ЖКХ; жителей п. Песчанка – о злоупотреблениях ООО «Лидер» при текущем содержании жилья и искажении отчетов о своей деятельности; с. Улеты – о некачественном проведении капитального ремонта многоквартирных домов и др.

До настоящего времени высылаемые потребителям квитанции, кроме документов ТГК-14, не содержат полной и необходимой информации,. Зачастую такие квитанции вовсе не приходят. В них содержаться угрозы начисления пени в случае просрочки внесения платежей в установленные с нарушением постановления Правительства РФ периоды. Значительная доля управляющих компаний, что называется, информационно закрыта от населения.

Малоэффективны проверки соблюдения органами местного самоуправления обязательств по финансированию ЖКХ и контролю за расходованием бюджетных средств (выделено около 500 млн. рублей из краевого бюджета, около 500 млн. рублей – фонда содействия реформированию ЖКХ).

Требуют проведения выборочной ревизии аппаратом совместно с прокурорами районного звена решений РСТ по Забайкальскому краю об установлении тарифов и нормативов, по крайне мере по г. Чите.

В крае имеются Многочисленные органы управления контроля в данном направлении. Это Министерство территориального развития края, Государственная жилищная инспекция, РСТ края, Госстройнадзор, Ростехнадзор, органы государственного и муниципального финансового контроля.

К сожалению, прокуроры на местах часто вынуждены подменять функции перечисленных органов. Однако делая это, прокуроры не всегда оценивают эффективность контрольной деятельности. Практически не анализировалась работа органов финансового контроля на местах.

Между тем, как свидетельствуют результаты проверок, проведенных аппаратом и рядом прокуроров, отмечается недостаточный уровень межведомственного взаимодействия, неполнота проверок, нерезультативная реализация предоставленных полномочий, в т.ч. актов инспекторского реагирования, отсутствие контроля за реальным устранением нарушений. Например, краевой Госжилинспекцией самостоятельные проверки практически не планируются и не проводятся, на их долю приходиться лишь 0,3 % всех проведенных мероприятий по контролю. Предлагаемые Инспекцией плановые мероприятия не проходят согласования в прокуратуре края.

В 2012 году правоохранительными органами края выявлено 14 преступлений в сфере ЖКХ (в 2011 году их было 17), возбуждены 13 уголовных дел (АППГ — 14), в т.ч. 8 по материалам прокурорских проверок. Кроме 4 дел, направленных в суд, 1 прекращено и 1 приостановлено.

По материалам Борзинского прокурора возбуждено уголовное дело по присвоению директором МБУ «Благоустройство» средств, полученных от населения за обслуживание жилого фонда и вывоз мусора. В суд направлено дело, по которому четырем лицам, в том числе главе администрации г. Сретенска, предъявлено обвинение в хищении 6 млн. бюджетных средств, выделенных на реконструкцию системы отопления города.

Проведение процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях при освоении средств ЖКХ зачастую сопряжено с длительными исследованиями, однако в ряде случаев сроки этих проверок превышают разумные. Так, на протяжении почти года с момента регистрации следственным управлением не принято законного решения по сообщению о неправомерных действиях главы городского поселения «Могочинское» и директора ООО «УО «Коммунальник» при освоении в 2009 году средств, выделенных на ремонт жилого фонда, на сумму около 19 млн. рублей. Незаконные решения следователя неоднократно отменялись в прокуратуре края.

Состояние предварительного следствия по уголовным делам о таких преступлениях не отличается оперативностью, результативностью и высоким качеством. В текущем году с направлением в суд окончены лишь 4 уголовных дела из 25 находившихся в производстве. Бездействие следствия, нежелание закреплять значимые обстоятельства путем изъятия и осмотра документов, допросов свидетелей, своевременного проведения экспертиз, не пресекаются процессуальным контролем и остаются без адекватного прокурорского реагирования. Там же, где вносятся акты, прокуроры не всегда добиваться реального устранения нарушений и недопущения их повторения.

Крайне неудовлетворительно расценивается работа по возмещению ущерба от преступлений, ни по одному из уголовных дел не было обнаружено и арестовано имущество, за счет которого возможно возместить причиненный вред, обеспечить удовлетворение иска. И это остается без требовательного прокурорского надзора.

При осуществлении надзора прокурорами выявлялись нарушения, связанные с несоблюдением разумных сроков уголовного судопроизводства, принятием незаконных решений, обнаруживались факты неисполнения задач оперативно-розыскной деятельности, в т.ч. по сбору информации о событиях и действиях, причиняющих ущерб экономической безопасности страны.

Судами с вынесением обвинительных приговором рассмотрено 6 уголовных дел о преступлениях, связанных с неправомерным использованием ресурсов ЖКХ, по 5 из них вынесены обвинительные приговоры, по 1 имеется не вступивший в силу оправдательный приговор.

Все обвинительные приговоры вынесены за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ, в одном случае действия виновного также квалифицированы ст. 292 УК РФ. Осуждены главы поселка Забайкальск, Александрово-Заводского района, поселений «Нижнецасучейское», «Новоширокинское» и «Домнинское».

По трем приговорам назначены наказания в виде лишения свободы условно с различными испытательными сроками, по двум – в виде штрафов на сумму до 250 тыс. рублей. По 4 приговорам также назначены дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

В решении коллегии предусмотрены мероприятия на предстоящий период, в т.ч. отопительный сезон 2013-2014 г.г. При его подготовке приняты во внимание задачи, поставленные в рассматриваемой сфере Президентом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, в т.ч. управлением Генпрокуратуры РФ в СФО.



источник: http://procrf.ru/news/106332-rasshirennaya-kollegiya-prokuraturyi-zabaykalskogo.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment